
Ассоциацией предприятий онлайн-торговли проанализирован международный опыт организации продажи алкогольных напитков. Существует ряд практик, на которые можно ориентироваться. Индустрия со своей стороны уже неоднократно выходила к регулятору с четким механизмом реализации и контроля сбыта продукции посредством Интернет-торговли.
Во-первых, как правило, в мировой практике правом продавать алкоголь через интернет должны обладать те же субъекты, которые имеют право на розничную продажу соответствующего вида алкогольной продукции. При этом доставка продукции должна осуществляться только в тот период времени, когда возможна розничная продажа алкоголя в магазине, и только при предъявлении удостоверения личности, подтверждающего возраст покупателя (паспорт, водительское удостоверение и т.п.).
Во-вторых, европейский опыт показывает, что нет ничего сложного в соблюдении стандартных правил торговли алкоголем в случае, когда реализация происходит через интернет. Сейчас в Европе онлайн-торговля существует в двух форматах: домашняя доставка и click & collect (заказ с самовывозом). Первый формат более распространён в Бельгии и Франции, второй более популярен в Великобритании. Что касается риска продажи несовершеннолетним, то действует стандартное правило: курьер не проверяет, тот ли самый человек, что заказал, и получает товар, но он обязан проверить возраст принимающего заказ, если у него есть сомнения в совершеннолетии получателя. То есть реально работающий механизм реализации всех тех ограничений, что есть и при розничной продаже, уже есть и успешно осуществляется в ряде стран. Данный механизм также опробован и работает в Сингапуре.
Широко развит рынок сервисов доставки алкогольных напитков в США.
Основными отличительными особенностями, представленными на сайтах интернет-магазинов (в странах, где разрешена онлайн-торговля), реализующих алкогольные напитки, являются:
1) размещение информации в описании товаров о реализации товара лицам старше установленного законодательством возраста, а также предупреждение о том, что товар может быть отпущен в случае, если возраст покупателя подтверждён во время доставки;
2) Наличие всплывающего окна, с контрольным вопросом о возрасте посетителя сайта (при переходе в категории, где имеется возрастное ограничение);
3) Указание на соответствующие правила реализации алкогольных напитков в пользовательском соглашении;
4) Обязательное условие проверки возраста лица, принимающего заказ (в котором имеются алкогольные напитки).
Интернет-торговля алкогольной продукцией легализована во многих странах мира и составляет существенную долю в общем объеме продаж алкогольной продукции. Например, доля онлайн-продаж алкоголем составляет:
- Франция – 9%;
- Великобритания – 6,3%;
- Китай – 6%;
- Япония – 4,5%;
- Австралия – 3,5%;
- Германия – 1,8%;
- США – 1,2%;
- Испания – 1,1%;
- Южная Африка – 1%;
- Италия – 0,7%.
Разрешена также интернет-торговля алкогольными напитками в Латвии, Литве, Чехии, Бельгии и других странах.
Схожие требования в мире предъявляются и при реализации в интернет-магазинах табачных изделий.
Доработанный проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», предусматривающий легализацию продажи алкогольной продукции дистанционным способом с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в апреле 2020 года внесен в Правительство Российской Федерации.