Вопрос/ответ

1. Предусмотрено ли Законом, иными актами законодательства Республики Беларусь какие-либо ограничения (запреты), связанные с включением в договор на поставку продовольственных товаров, заключаемый между субъектом торговли, субъектом общественного питания и поставщиком продовольственных товаров, положений о порядке и условиях выплаты торговой премии, бонуса, в т.ч. путем оформления дополнительного соглашения к договору поставки? 2. Могут ли субъекты торговли, субъекты общественного питания и поставщики продовольственных товаров предусматривать в договорах поставки (дополнительных соглашениях к ним) порядок и условия выплаты покупателю торговой премии, бонуса, которые связаны исключительно с приобретением

В соответствии с запросом АПОТ от 11.12.2019 № 87 Министерство антимонопольного регулирования и торговли письмом от 26.12.2019 № 05-01/11/1993к разъяснило следующее.

В настоящее время законодательством не определены термины «вознаграждение», «премия», «бонус», а также порядок и условия их выплаты и оформления. Также не предусмотрен запрет на их выплату, за исключением выплаты юридическими лицами, осуществляющими производство и (или) оптовую торговлю алкогольными напитками, на которые государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов), установлены предельные минимальные отпускные цены, любых вознаграждений (премий, бонусов и иных платежей) за продвижение этих напитков.

На практике эти термины применяются в общепринятом понимании. Так, в мировой практике под торговой премией (бонус, бонусная скидка, ретро-бонус и другие) понимается такой вид стимулирования (вознаграждения) покупателя, как скидка с цены товаров за достижение определенного объема закупок или скидка с цены крупному покупателю под договор, предполагающий регулярные закупки товаров в рамках продолжительного периода. Такое вознаграждение не предусматривает выполнение работ или оказание услуг.

Таким образом, условия предоставления торговых премий могут определяться сторонами самостоятельно (за исключением случаев, указанных выше) в договорах, предусматривающих поставки товаров, или отдельных соглашениях.

Могут ли юридические лица, реализующие в рамках реализации Указа Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» в установленном порядке через Интернет безрецептурные лекарственные средства, размещать их изображение (с учетом ограничений, установленных Законом Республики Беларусь «О рекламе»)?

В соответствии с запросом ООО «Онлайнер» от 11.05.2020 № 161 Министерство антимонопольного регулирования и торговли письмом от 26.05.2020 № 10-23/743 К разъяснило следующее.

Согласно пункту 16 Указа Президента Республики Беларусь от 24 апреля 2020 г. № 143 «О поддержке экономики» до 1 июля 2020 г. юридическим лицам, имеющим специальное разрешение (лицензию) на фармацевтическую деятельность в части работ и услуг по розничной реализации лекарственных средств, разрешено осуществлять розничную торговлю по образцам без (вне) торговых объектов лекарственными средствами, включенными в перечень лекарственных средств, реализуемых без рецепта врача, утвержденный Министерством здравоохранения.

В силу подпункта 1.2 пункта 1 статьи 5 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей» (далее – Закон) потребитель имеет право на информацию о товарах (работах, услугах). Пунктом 1 статьи 7 Закона определено, что продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о предлагаемых товарах (работах, услугах), соответствующую установленным настоящим Законом, иными актами законодательства, техническими регламентами и обычно предъявляемым в розничной торговле, бытовом и иных видах обслуживания потребителей требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации.

Реализация товаров посредством глобальной компьютерной сети Интернет является торговлей по образцам.

Согласно пункту 2 Правил продажи товаров при осуществлении розничной торговли по образцам, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь 15 января 2009 г. № 31, торговля по образцам – форма розничной торговли, осуществляемая без (вне) торговых объектов путем продажи товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому без одновременного присутствия продавца и покупателя, на основании ознакомления покупателя с предложенными продавцом описаниями товаров, содержащимися в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленными в фотографиях или иных информационных источниках, рассылаемых продавцом неопределенному кругу лиц с использованием услуг операторов почтовой связи или распространяемых в средствах массовой информации или любыми другими способами в соответствии с законодательством, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товарами или их образцами до момента и в момент заключения договора.

В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Закона при реализации потребителю товаров по образцам, описаниям товаров (работ, услуг), содержащимся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленным в фотографиях или иных информационных источниках, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет, до момента заключения договора информация о товаре доводится до сведения потребителя в этих информационных источниках, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет.

Кроме того, согласно установившейся практике, при реализации товаров посредством интернет-магазинов, помимо потребительских характеристик товаров, на сайтах интернет-магазинов также размещаются изображения (фотографии) реализуемых товаров.

Учитывая изложенное, размещение на сайте интернет-магазина изображений (фотографий) реализуемых лекарственных средств, а также сведений о них в объеме, установленном законодательством о защите прав потребителей и торговле, не подпадает под действие Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) и, следовательно, не требует согласования в Министерстве здравоохранения.

Иные, помимо предусмотренной законодательством о защите прав потребителей и торговле, информация и (или) изображения о лекарственных средствах будут являться рекламой и на основании пункта 1 статьи 15 Закона о рекламе потребуют согласования.