Ассоциация предприятий онлайн-торговли, рассмотрев обращение Министерства антимонопольного регулирования и торговли к членам АПОТ по вопросу увеличения доли товаров отечественного производства, реализуемых в интернет-магазинах, а также возможного введения обязательного ассортиментного перечня в интернет-магазинах проинформировала регулятора о следующем.

Основным проблемным вопросом в части низкого присутствия товаров отечественного производства в интернет-торговле является, по мнению АПОТ, слабая маркетинговая политика со стороны многих отечественных производителей.

Однако, когда работа производителем поставлена достаточно качественно, предприятие открывает интернет-магазин, либо продает свою продукцию онлайн через представителей, то и установление дополнительных преимуществ перед остальными продавцами не требуется. Спрос на указанную продукцию диктуется непосредственно потребителем.

Вместе с тем, как показывает практика, не всегда отечественные предприятия именно с государственной собственностью (с долей госсобственности) стремятся осваивать новые направления для сбыта своей продукции.

Так, при наличии возможности продавать лекарственные препараты через Интернет в рамках принятого Главой государства Указа от 24.04.2020 № 143 (до 01.07.2020) ни один субъект предпринимательской деятельности с государственной формой собственности (с долей государства) так и не приступил к реализации лекарственных препаратов с использованием интернет-технологий.

АПОТ отмечено, что в соответствии с данными Белстата доля товаров отечественного производства в общем объеме розничного товарооборота за последние 9 лет снизилась с 70,2 (2010 год) до 56,4 процента (2019 год). При этом указанное снижение происходит несмотря на установленную законодательством обязанность субъектов предпринимательской деятельности иметь в продаже товары отечественного производства в соответствии с утвержденными правилами, а также жесткими мерами ответственности за невыполнение установленного порядка вплоть до приостановления работы торгового объекта.

Таким образом, при наличии обязательного ассортиментного перечня товаров отечественного производства и жестких мер ответственности за нарушение правил торговли роста доли товаров отечественно производства в общем объеме розничного товарооборота не происходит.

Необходимо также отметить, что наличие ассортиментных перечней товаров не только не стимулирует маркетинговые службы отечественных производителей к поиску и освоению новых каналов и способов реализации продукции, но и не способствует повышению ее конкурентоспособности, т.к. гарантирует попадание на полку магазина.

При этом введение преимуществ для производителей (поставщиков) товаров отечественного производства путем установления для субъектов торговли обязанности иметь такие товары в наличии, не соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и содержит признаки нарушения запрета, предусмотренного Законом Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», согласно которому государственным органам запрещается, принимать акты законодательства, если такие акты законодательства приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции и (или) причинению вреда правам, свободам и законным интересам юридических или физических лиц.

При этом, в случае введения обязательного ассортиментного перечня для интернет-магазинов, ввиду виртуального размещения конкретного товара в витрине интернет-магазина (в отличии от стационарной сети), контролирующим органам проблематично будет доказать фактическое отсутствие отечественного товара при наличии товара на страничке интернет-магазина и отсутствии его на складе.

Ассоциация высказалась, что увеличить долю товаров отечественного производства в общем объеме розничного товарооборота можно за счет снятия запрета на реализацию через интернет ряда товаров.

Так, за 2019 год по данным Белстата доля, например, отечественной водки в общем объеме розничного товарооборота составила 97,3 процента, пива – 76,3 процента. По оперативным данным АПОТ доля отечественных табачных изделий на внутреннем рынке составляет свыше 90 процентов. По данным Минздрава доля отечественных лекарственных препаратов составляет около 50 процентов.

АПОТ также отметила, что за необходимость расширения перечня товаров, реализуемых с использованием интернет-технологий, высказываются и непосредственно потребители, о чем свидетельствуют результаты проводимого на официальном сайте АПОТ опроса потребителей (приняло участие более 10 тыс. человек).