Права потребителей и порядок их действий

Права потребителей и порядок их действий

Каждый раз, когда Вы приобретаете товар в интернет-магазине, может возникнуть ситуация, при которой необходимо воспользоваться своими правами потребителя.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения между потребителем и продавцом, является Закон Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» (далее – Закон).

В соответствии с Законом потребитель в случае приобретения некачественного товара (работы, услуги), первоначально должен обратиться к продавцу (исполнителю).

В случае экономической несостоятельности (банкротства) продавца (изготовителя), приостановления или прекращения его деятельности, отсутствия у потребителя достоверных сведений о продавце (изготовителе) либо в случае места нахождения (места жительства) изготовителя за пределами Республики Беларусь потребитель вправе предъявить требования поставщику, представителю (часть первая пункта 6 статьи 20 Закона).

Обратиться можно с заявлением (претензией) либо оставить свою жалобу в книге замечаний и предложений, которая должна быть предоставлена потребителю по первому требованию.

Потребитель вправе предъявить претензию в сроки, установленные статьей 21 Закона:

к продавцу по качеству товара в течение двух лет с момента приобретения товара, а если гарантийный срок более двух лет – в течение гарантийного срока;

к изготовителю – в течение срока службы товара, а если он не установлен – в течение 10 лет.

Потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а если он не установлен, – в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или трех лет в отношении недостатков в недвижимом имуществе.

При этом срок, в течение которого потребитель вправе требовать замены технически сложного товара, расторжения договора его купли-продажи и возврата денег ограничен. Он равен 30 дням с момента получения товара от продавца. По истечении 30 дней такие требования можно предъявить только если в товаре обнаружены существенные недостатки либо продавец нарушил срок безвозмездного устранения недостатков этого товара (пункт 7 статьи 20 Закона).

Сроки ответа на требования потребителя:

не больше 14 дней – в случае предъявления требования о замене товара (часть первая пункта 1 статьи 23 Закона);

7 дней – в случае предъявления требования о возврате стоимости товара (пункт 1 статьи 25 Закона).

Если в установленные законодательством о защите прав потребителей сроки продавец (изготовитель, поставщик, представитель, ремонтная организация) не ответил или не удовлетворил требование потребителя за защитой прав потребитель вправе обратиться в государственный орган по защите прав потребителей, в общественную организацию потребителей, либо в суд.

Государственную защиту прав потребителя и контроль за соблюдением законодательства о защите таких прав осуществляют в структуре каждого облисполкома, Минского горисполкома, гор(рай)исполкома соответствующие структурные подразделения по защите прав потребителей, которые обязаны:

рассматривать заявления, обращения и жалобы потребителей в соответствии с законодательством;

организовывать разъяснение законодательства и оказывать юридическую помощь населению по вопросам защиты прав потребителя;

обращаться в суд с иском о защите прав потребителя;

осуществлять иные функции по защите прав потребителей, предусмотренные законодательством.

Государственную защиту прав потребителей также осуществляют министерства и ведомства в рамках сферы своей деятельности.

Координирующую роль в данной области выполняет Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (статья 42 Закона).

Помимо государственных органов за защитой прав потребитель может обратиться в общественные объединения потребителей, которые вправе:

проводить экспертизу товаров (работ, услуг) по факту нарушения прав потребителя;

давать на безвозмездной основе консультации по вопросам защиты прав;

обращаться по поручению потребителя с претензией к изготовителю (продавцу, поставщику, представителю, исполнителю, ремонтной организации) об устранении нарушений и о возмещении причиненных этими нарушениями убытков;

обращаться в суд с иском о защите прав потребителя, представлять и защищать в суде права и законные интересы потребителя и др. (пункт 1 статьи 47 Закона).